ТРЕТИЙ МЕСЯЦ На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц — период ускорения. За четыре недели он обычно достигает максимальной месячной прибавки — около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования. На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них -- умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется — «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце — одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша. В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет — если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу. Другие поводы: если младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету. Ни дня без достижений Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку — он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну m них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это — пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро. С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог! Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?» Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин — ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает. Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее. Во всех новых умениях ребенка с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста — тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики. Кушать подано! Мы уже писали в предыдущих главах о смешанном и даже полностью искусственном вскармливании. Сейчас, когда идет разговор о комплексе мер по воспитанию физически и психически полноценного ребенка, будет логично вновь вернуться к этой теме, добавив ранее сказанное рядом новых советов. Адаптированные, то есть максимально приближенные к грудному молоку сухие молочные смеси можно поставить в один ряд с крупнейшими технологическими достижениями нашего времени. Ведь они уже уберегли миллионы детей во всем мире от осложнений и неприятностей, связанных с кормлением коровьим молоком. В магазинах вы можете сейчас увидеть и наш отечественный «Детолакт», и американский «Симилак», и финские смеси «Туттели», «Бона», «Пилтти», и голландский «Нутрилен», швейцарский «Нан». Особо больших различий между ними нет, но воспринимают их малыши все же не однозначно: что ни говори, а мамино молоко больше приспособлено к индивидуальным особенностям ребенка, чем смесь, приготовленная промышленным способом. Так что выбирать наиболее подходящую придется методом проб и, может быть, ошибок. Не надо сразу покупать несколько разных смесей, не стоит и до апробирования делать большие запасы. Купите что-то одно и попробуйте. Ваш выбор можно будет считать удачным, если ребенок принимает новую для него еду охотно, не срыгивает больше обычного и у него не появляется никаких отрицательных реакций. Чаще всего это реакции аллергического типа и возможны они преимущественно у детей, у которых уже были проявления диатеза. В таких случаях ухудшается состояние кожи -- возрастает ее сухость, ярче и распространенней становится краснота на щечках, на теле проступает точечная розовая сыпь. Все это может появиться и впервые -как сигнал аллергической настроенности организма. Видимо, ребенок не переносит какой-то из компонентов данной смеси, и придется осторожно попробовать другую. Бывает, хотя и редко, абсолютная непереносимость белков коровьего молока, даже сухого. Для таких детей существуют смеси, приготовленные на соевом молоке, например, «Прособи». Но, прежде чем искать ее, посоветуйтесь с врачом. Иногда после первых кормлений сухой смесью у ребенка учащается стул или, наоборот, появляется запор. Не спешите покупать другую смесь, может быть, дело не в ней самой, а в том, что вы что-то сделали неправильно. Самая распространенная ошибка - - перекармливание. Психологически это понятно: мама исстрадалась, видя, что ребенок не доедает, и ей хочется поскорее накормить его досыта, дать побольше. А надо для начала — поменьше! Новая еда, да еще в избыточном количестве способна вызвать срыв пищеварения. В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130—150 граммов, всего за сутки — одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили — взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым — это естественно. Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36—37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления — на руках у мамы, возле ее теплой груди. На третьем месяце, когда положено ввести в рацион фруктовое пюре, помните общее правило: два новых продукта в один день ребенку не дают! Так что, если вы начали кормление сухими смесями, с пюре надо немного повременить. Из фруктовых пюре для начала ничего нет лучше нашей российской антоновки. Яблоко надо помыть, очистить и натереть на стеклянной или пластмассовой терке, а можно и наскоблить острой ложкой. Тертые сырые яблоки не только источник витаминов и растительных волокон, улучшающих пищеварение, они подходят детям с неустойчивым стулом, a copra с зеленой кожицей хорошо переносят и малыши, страдающие диатезом. В первый день дайте всего четверть чайной ложечки, назавтра половину, и так, постепенно увеличивая, доведите к концу месяца до 5-6 ложек. Пюре, как и соки, лучше давать после еды, и лишь часто срыгивающему ребенку — до нее. Далее наш настоятельный совет — в заботах о питании ребенка не уставайте, не переставайте наблюдать за ним. Иначе вы рискуете упустить сигналы о расстройствах, влекущих серьезные последствия! ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЭКССУДАТИВНОГО ДИАТЕЗА На третьем месяце на щеках ребенка могут появиться яркие красные пятна, которые затем покрываются тонкой корочкой. В них ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки, или молочный струп,— одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ, экссудативного диатеза. Его чаще называют аллергическим. Первые признаки заболевания могли выявляться и раньше, в виде упорных опрелостей, не проходящих даже при тщательном уходе, обильной потницы при легком перегревании и, наконец, серо-желтых сальных корочек на волосистой части головы и бровях (себорея). Все описанные признаки свидетельствуют, что у ребенка уже произошли и могут проявиться в будущем значительные изменения в состоянии здоровья. Развивается повышенная чувствительность к некоторым пищевым и лекарственным веществам. Обычные уход и вскармливание для такого ребенка недостаточны, необходимо внести в них соответствующие коррективы. При появлении на голове малыша себореи, мамы обычно стремятся удалить корочки немедленно и полностью. А кожа под корочками изменена, и при тщательном снятии их образуются ссадины и царапины. Вмешательство тем более бесполезно, что корочки появятся снова, а царапины и ссадины могут нагнаиваться. Если корочек много и они мешают ребенку, можно размочить их вазелиновым или другим маслом. Толстый слой вазелина наносится на пораженные себореей участки кожи, голову покрывают мягкой чистой марлей, а сверх нее компрессной (вощеной) бумагой (нельзя заменять ее полиэтиленовой пленкой). Поверх повязывается косынка или надевается тоненький чепчик. Через несколько часов корочки легко снимаются при купании, кожа при этом не повреждается. В случае нового обильного появления себорейных корочек, процедура повторяется. Большое внимание нужно уделять опрелостям. Не всякая опрелость — признак экссудативного диатеза. Опрелости могут быть и следствием плохого ухода. Но если они возникают даже при хорошем уходе и длительно держатся, матери нужно подумать: а не проявление ли это экссудативного диатеза? С первых дней важно стараться создать у малыша положительное отношение ко всем элементам ухода за ним. Никогда нельзя подходить к младенцу с мрачным лицом, раздражаться при выполнении тех или иных процедур. Ласковое, заботливое и осторожное выполнение мероприятий по уходу приведет к тому, что даже самые неприятные из них не будут вызывать протеста и сопротивления, не станут причиной капризов и непослушания сейчас и в будущем. Для детей, больных экссудативным диатезом, общепринятую схему вскармливания нужно изменить. Соки вводятся с месячного возраста, но медленнее, начиная с капель. Через неделю, если выраженность проявлений экс-судативного диатеза не усилилась, соки можно давать в обычной возрастной суточной дозе. Апельсиновый, морковный, томатный и клубничный соки детям с экссудативным диатезом лучше не давить. Растительные белки и эфирные масла, содержащиеся в них, могут вызвать крапивницу, высыпания на лице, понос, обострить другие проявления экссудативного диатеза. Этих продуктов надо избегать в питании не только ребенка, но и матери, поскольку основная пища для него в этом возрасте — грудное молоко. Из рациона матери следует исключить и продукты, содержащие трофаллергены: птицу, копчености, речную рыбу, томаты, пряности, изюм, шоколад, какао. Яйца надо ограничить до 1-2 в неделю и употреблять только круто сваренными. Молоко желательно ограничить до пол-литра в день. Особенно важно в этих случаях, чтобы в рацион кормящей матери ежедневно входили овощи и фрукты (салаты из капусты, моркови, яблок, заправленные растительным маслом). Сырые овощи и фрукты не только носители большого количества витаминов и необходимых организму минеральных солей, но и важнейший регулятор обмена веществ. При искусственном вскармливании детям с экссудативным диатезом обычное молоко целесообразно заменять кислыми молочными продуктами: кефиром, биолактом, ацидофилином. Эти продукты богаты витаминами группы В. Для их усвоения требуется значительно меньшее количество пищеварительных соков. Они усиливают бактерицидное действие соляной кислоты и желудочного сока. У детей, получающих только кислые молочные продукты, значительно реже возникают аллергические реакции. ВНИМАНИЕ: РАХИТ! Да, будьте настороже — именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно когда засыпает. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах — в ней увеличилось количество аммиака. Вероятность заболевания рахитом выше у детей:
Если малыш входит в группу риска, родителям нужно быть очень внимательными к его состоянию, чтобы не пропустить малейшие проявления рахита, и в первое же посещение педиатра узнать, как надежнее защитить ребенка от этой болезни роста. Признаки врожденного рахита 1. Размеры большого родничка превышают 2,8 х 3 см. 2. Открыты малый и боковые роднички. 3. Расходятся (зияют) швы между костями черепа. 4. В сыворотке крови снижен уровень кальция и фосфора. 5. Ультразвуковое исследование обнаруживает низкую минерализацию костей. Причина рахита — дефицит витамина D. С пищей его пока поступает мало, а потребность в нем при интенсивном росте очень велика: ведь этот витамин участвует в образовании костной системы и минерализации костей. Правда, природа предусмотрительно снабдила организм собственной лабораторией по выработке витамина D — он образуется в коже под воздействием ультрафиолетового солнечного облучения. Но наши экологические беды сказались и здесь: сквозь пелену промышленных выбросов, которая висит над городами, лучи, обладающие противорахитическим действием, пробиваются с трудом. Много ли их достанется городскому ребенку, да еще родившемуся осенью или зимой, когда на прогулке открытым остается только лицо? Рахит развивается быстро, и уже через пару недель после появления первых признаков переходит в стадию, которую называют стадией разгара, или цветущим рахитом. В это время врач уже может прощупать размягчения по краям родничков и черепных швов, утолщения на ребрах («рахитические четки»), обнаруживает и другие нарушения костной системы. Рахит «перекраивает» череп на свой лад, наращивая лобные и затылочные бугры, из-за чего голова делается квадратной или, как говорят специалисты, «ягодицеоб-разной». Спустя годы, как и в младенчестве, диагноз будет «написан на лбу», чрезмерно крутом и высоком, — его называют «олимпийским». «Зарубка» в виде седла останется на носу, нарушится прикус, а зубы прорежутся позже и не в той последовательности, которая определена природой, к тому же они окажутся легкой «поживой» для кариеса. К 5—6 месяцам ребенок отстанет в психомоторном развитии, и болезнь внесет изменения — увы, необратимые — в строение скелета не в лучшую сторону. Приходилось ли вам встречать ребенка с ножками «колесом», искривленными в виде буквы «О»? Это результат нелеченного рахита. Рахитичному ребенку часто свойственны еще и анемия, и пониженная общая сопротивляемость организма, и склонность к инфекциям. Ничего этого, верится, вы не допустите! Тем более что лечение рахита относительно несложно и вполне доступно — только бы не опоздать! Заметив первые признаки рахита, сразу же обратитесь к своему участковому педиатру. Возможно, он уже назначал вам профилактические дозы витамина D, но коль скоро они не сработали, то теперь, видимо, придется их увеличить. Важное предупреждение, касающееся детей, получающих молочные смеси: большинство смесей обогащены витамином D, и это надо будет учесть, так как передозировка витамина D опасна. Витамин D дают ребенку в ложечке грудного молока или смеси, его содержащей. Нельзя капать в ложку прямо через край бутылочки, обязательно воспользуйтесь пипеткой, причем держите ее строго вертикально — при наклонном положении образуется слишком большая капля, которая может содержать и лишние единицы витамина. Купание полезно заменять лечебной ванной.
О профилактике рахита следует побеспокоиться еще до рождения малыша, спланировав беременность, во-первых, в благоприятный для семьи период и, во-вторых, с расчетом, чтобы ребенок родился весной или летом. Тогда он успеет «перехватить» до наступления холодов свою «порцию» ультрафиолета, под воздействием которого в коже образуется запас витамина D.
В каждом конкретном случае врач назначит вам массаж, общеукрепляющие, общеразвивающие и дыхательные упражнения для профилактики и лечения рахита. Примерный комплекс упражнений приведен ниже. При рахите ребенок нередко плохо удерживает голову. Поэтому вначале упражнения проводят в горизонтальном положении, и отводить им следует по 10—15 минут несколько раз в день. Очень важно тренировать мышцы спины, живота и грудной клетки. Начинать и заканчивать занятия надо легким непродолжительным (1—3 минуты) массажем тела, рук и ног — поглаживанием и растиранием. Делайте массаж и между упражнениями, каждое из которых повторяйте по 2-4 раза, в зависимости от самочувствия и настроения ребенка. Итак, начали. На спине 1. Придерживайте голени малыша и побуждайте достать игрушку, лежащую сначала с одной, а потом с другой стороны от него: «Возьми погремушку». 2. Усложните предыдущее упражнение. Придерживая ребенка за голени, побуждайте его взять игрушку, лежащую подальше — в 40-50 см или находящуюся над ним. Можете одновременно поддерживать его сзади за плечи и голову, помогая приподнять ее и напрячь передние группы мышц шеи, плечевого пояса, живота. 3. Положите малыша ножками к себе. Придерживая их одной рукой, а другой держа его кисть, помогите повернуться на бок и на живот (то же самое в противоположную сторону, взяв малыша за другую кисть). На животе 4. Одной рукой поддерживайте ребенка под грудь, показывая лежащую впереди игрушку, а ладонью другой руки касайтесь его подошв — малыш будет отталкиваться от нее. Побуждайте его достать игрушку, тем самым вы стимулируете ползание. 5. Переложите малыша ножками к себе. Придерживайте его одной рукой за голени, а другой показывайте игрушку то слева, то справа, то перед ним (она обязательно должна все время быть в поле его зрения). Так малыш учится поднимать голову и поворачивать ее. 6. Ребенок лежит вначале на спине, затем на животе и отталкивается ножками от мяча или вашей руки. Постепенно, по мере улучшения состояния малыша, можно ставить его на ножки и «тренироваться» в перешагивании, а затем и в ходьбе. Ходьба помогает укреплять и развивать мышцы ног (это предупреждает их искривление). Лишь в одном случае — при значительном снижении тонуса мышц — «добро» на упражнения, связанные с ходьбой, должен дать врач. Очень полезно 8-10 раз в день (до еды или через 40 минут после) выкладывать ребенка животиком на жесткий матрац или щит. В этом положении формируются и укрепляются естественные изгибы позвоночника и предупреждаются, а также исправляются некоторые деформации грудной клетки и позвоночника, укрепляются соответствующие мышцы. Дети, которые в положении лежа на животе не поднимают голову и плечи, считаются ослабленными. Поможет подложенная под грудь байковая пеленка, свернутая в несколько раз, либо валик из детской клеенки, заполненный наполовину песком и накрытый пеленкой. В таком положении ребенку легче поднимать голову и плечи. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
|